«На донце» - пьеса максима горького, написанная под конец 1901 - начале 1902 г и изображающая группу обитателей ночлежного дома для неимущих. В январе 1904 года пьеса получила грибоедовскую премию. Первоначальные названия - «без солнца», «ночлежка», «дно», «на днище жизни»[1]. Окончательный вариант предложил леонид андреев[2]. Стартуя с триумфальной первые показы в мхт (декабрь 1902 года) обошла театральные сцены мира.
1 персонажи
3 театральные постановки
3.1 первые постановки
3.2 постановки в советское время
3.3 постановки за рубежом
4 экранизации
5 примечания
6 ссылки
Персонажи[править править код]
Михаил иванов костылёв - 54 года, содержатель ночлежки
Василиса карповна - его жена, 26 лет
Наташа - её сестра, 20 лет
Медведев - их дядя, полицейский, 50 лет
Васька пепел - вор, 28 лет
Клещ, андрей митрич - слесарь, 40 лет
Анна - его жена, 30 лет
Настя - девица, 24 года
Квашня - торговка пельменями, под 40 лет
Бубнов - картузник, 45 лет
Барон - 33 года
Сатин, актёр - приблизительно одного возраста: лет под 40
Лука - странник, 60 лет
Алёшка - сапожник, 20 лет
Кривой зоб, татарин - крючники
Несколько босяков без имён и речей
Сюжет[править править код]действие пьесы протекает в ночлежном доме, каковой принадлежит михаилу ивановичу костылёву. Населяют его опустившиеся мужчины и женщины с момента дна социума: бедняки, воры, проститутки, чернорабочие. Среди постояльцев «дна»: сатин (картёжник и шулер, бывший телеграфист), актёр (спившийся театральный актёр, забывший даже своё имя), барон (дворянин, промотавший всё состояние) - совершенно опустившиеся и надломленные люди. Взаимосвязи из них сложные, постоянно вспыхивают склоки и ссоры, главным же объектом издевательств становится девушка настя, пытающаяся поутешиться в любовных романах и сочиняющая сама при себе сцены романтической любви. Слесарь клещ - пользователь в ночлежке ещё «новый», а значит часто устраивает истерики. Он ждёт смерти своей больной жены анны, которую винит в личном падении на дно». Порой в ночлежку является её хозяин костылёв чтобы напомнить жильцам о долге и подобрать краденое у вора васьки пепла. Часто посещает ночлежку да его семейство: василиса, супруга костылёва, наташа, сестра её, и полицейский медведев, их дядя. Наташа есть в ночлежку к ваське пеплу, в которого влюблена; к ваське в ночлежку часто заходит василиса равно как к любовнику, надеясь в органе найти музыкальная таблетка от мужа-тирана. Медведев же приходит к исполняемому другу бубнову. Пепел несколько сверху любит наташу, в связи с чем василиса постоянно ревнует игру к ваське и избивает.
Иван москвин в качестве лучки и василий качалов в качестве барона. Постановка мхт, 1902 год
Однажды в ночлежке появляется странник лука. Он жалеет босяков и успокаивает своей «ложью»: актёру он свидетельствует о клинике, где даром лечат алкоголиков; ваське, которого василиса прямо упрашивает убить мужа, велит идти с наташей в сибирь и смотреть счастье; умирающей анне говорит непосредственно до смертью, что её ждёт успокоение; заступается за настю. Назревавший конфликт в семействе костылёвых заканчивается семейной дракой, где наташе кипятком обваривают ноги, а пепел, по всей вероятности, случайно убивает костылёва. Его и василису арестовывают. В предельно напряжённый момент драки лука исчезает, оставив девушек, которые ему поверил, без надежды. Сатин же всем рассказывает, что старик «наврал», и какие жить нужно реально, «просто обременяя землю». Актёр же со злобой отвечает смеющимся над ним сожителям, что то же самое же уйдёт из ночлежки и поднимется со днища», после этого действительно уходит наряду с настей. Сатин в процессе очередной попойки с босяками произносит монолог, где звучит ставшая крылатой фраза «человек - это звучит гордо». В личном монологе он объясняется: лука искренне жалеет игроков и по той причине «врёт» им, однако гордому пользователю не стоит сострадание: человек заслуживает лишь уважения, а сострадание его оскорбляет. Ложь, как заявляет сатин, - «религия рабов и господ», а проживать интересует реально», которой и становится новый гордый личность, для того, чтобы жить реально», пожелаете – от освободиться и превратиться в полностью независимым. Речь сатина, важно помнить, не дает сильного впечатления на босяков - они продолжают пить и заводят песню. Её прерывает появление барона и насти, которые принято считать, что актёр повесился на заднем дворе ночлежки. Сатин говорит: «эх… испортил песню… дурак!»
Театральные постановки[править править код]
Первые постановки[править править код]
Афиша первой постановки
Постановка пьесы на императорской сцене была запрещена.Пьеса была доступна лишь в мхт, где была оформлена первая постановка с непревзойденным успехом 18 декабря 1902 года режиссёром станиславским, который тоже исполнил любую из главных ролей (сатин), и немировичем-данченко. К 60-летию первой постановки (18 декабря 1962 года) пьеса прошла во мхате 1451 раз[1].
Данные о первой постановке: режиссёры к. С. Станиславский и в течение. И. Немирович-данченко, худ. Симов; в ролях: костылёв - бурджалов, василиса - муратова, наташа - андреева, медведев - грибунин, пепел - харламов, клещ - загаров, анна - савицкая, настя - книппер, квашня - самарова, бубнов - лужский, сатин - станиславский, актёр - громов, барон - качалов, лука - москвин, алешка - адашев, кривой зоб - баранов, татарин - вишневский).
Титульный лист второго издания пьесы (1903)
Среди последующих дореволюционных и советских исполнителей во мхате (в хронологическом порядке): хмелёв, раевский (костылёв), шевченко (василиса), александров, калужский, баталов, грибов, готовцев (медведев), леонидов, судаков, добронравов, яров (пепел), гиацинтова, тарасова, попова (настя), истрин, тарханов, топорков, в. Вербицкий (бубнов), судьбинин, массалитинов, подгорный, болеславский, ершов, прудкин (сатин), гейрот, ершов; в. Вербицкий, массальский (барон), артём, шахалов, орлов, синицын, судаков, в. Попов (актёр), тарханов, шишков, грибов (лука).
Б.Григорьев. Ольга книпер-чехова в качестве настасьи в драме 'на донце'. 1923
Постановка пьесы на императорской сцене была запрещена, однако, с привлечением петербургских актёров прошло два чтения пьесы «в лицах»: в 1903 году - в квартире н. П. Карабчевского также в дворянском собрании (василиса - стрепетова, наташа - музиль-бороздина, пепел - аполлонский, настя - потоцкая, бубнов - санин, сатин - дальский, барон - далматов, лука - давыдов).
До 1905 года постановка пьесы разрешалась с большущими купюрами и соединяющего согласия местных властей. Впрочем, прошли постановки в 1903 году: вятский городский театр; киевские театры соловцова (реж. Ивановский, сатин - неделин, лука - борисовский) и бородая (реж. Соколовский, пепел - муромцев, барон - людвигов); нижегородский театр (антреприза басманова), петербургские театры: василеостровский театр, театр некрасовой-колчицкой, новый театр неметти (актёр - орленев); театр ростова-на-дону (пепел - орлов-чужбинин); труппа под руководством красова в тифлисе (на спектакле присутствовал горький), товарищество новой драмы в херсоне (режиссёр и исполнитель роли актёра - мейерхольд).
В последующие годы пьесу ставили многие провинциальные и столичные театры, из них них: екатеринодарский и харьковский театры (1910, режиссёр синельников), общедоступный театр, петроград (1912, режиссёр гайдебуров).
Постановки в советское время[править править код]
Театр союза драматических актёров, петроград (1917)
Московский военный театр (1918)
Народный театр драмы в петрозаводске (1918)
Московский дмитровский театр (1919)
14 октября 1919 года, к 50-летию м. Горького - театр госдрамы, впоследствии ленинградский театр драмы им. Пушкина (реж. Евт. Карпов, художник бобышов, на спектакле присутствовал горький, вступительное слово произнёс м. И. Калинин).
Харьковский театр русской драмы (1936, режиссёр синельников)
Московский драматический театр (1939)
Ленинградский новый театр (первый показ в хабаровске, 1941)
Ленинградский театр драмы им. Пушкина (1956, режиссёр вивьен, эренберг; сатин - н. Симонов, лука - скоробогатов).
Московский театр «современник» (1968)
Постановки за пределами[править править код]пьеса многократно ставилась за границей: берлин (1903, под назв. «Ночлежка»), финский национальный театр, гельсингфорс, краковский театр, париж (1905, 1922 - исполнитель роли барона ж. Питоев), токио (1924, 1925), нью-йорк (1956), лондон (1961), тунисская труппа (1962) и мн. Др.
В 1995 году пьеса была установлена совместно халогаланд театр(норвегия, тромсе) и мурманский облдрамтеатр. Актеры норвежцы и россияне играли каждый на собственном русском одновременно.Постановка феликса григорьяна. Гастроли успешно попали по норвегии и в течение мурманске, великом новгороде, спб, и москве.
Экранизации[править править код]
1910-е годы - венгрия.[Уточнить]
1921 год - япония - «rojo no reikon» («духи на пути», реж. Минору мурата).
1936 год - франция - «les bas-fonds» (реж. Жан ренуар; в ролях - луи жуве, жан габен), сценарий написали евгений замятин и жак компанеец.
1947 год - китай - «yè diǎn» («ночлежка», реж. Хуан цзолинь[en], с помощью чжоу сюань).
1952 год - ссср - фильм-спектакль «на днище» в постановке мхат им. Горького (режиссёры: андрей фролов, василий орлов, иосиф раевский; мосфильм).
1956 год - япония - «donzoko» («самое донышко», реж. Акира куросава), с заменой реалий царской россии на реалии феодальной японии.
1972 год - ссср - экранизация спектакля «на донце» в постановке московского театра «современник» (режиссёры: галина волчек, леонид пчёлкин; производство то «экран»).
1987 год - ссср - «без солнца» (реж. Юлий карасик).
1987 год - ссср - «на днище» (реж. Армен петросян), студия т/ф «ереван».
2014 год - россия - «на донце» (реж. Владимир котт), в этой адаптации.
↑ 2-3 театральная энциклопедия. - (Автор статьи - a. Шн.)
↑ Бунин и. А. Статьи о современниках.
История создания пьесы «на донце» // собрание сочинений в 30 томах. - М.: Гихл, 1949-1956;
Текст пьесы максима горького «на днище» в библиотеке максима мошкова;
Аудиокнига пьесы максима горького «на донце»;
Влас михайлович дорошевич. «„На донце“ максима горького»;
Державин к. Драматургия м. Горького на русской сцене // горький и театр. - Л. 1933; «на днище» м. Горького: строительные смеси и их анализ. - М. 1947;
Юзовский и. И. Режиссёрские тетради к. С. Станиславского: «на днище» м. Горького // ежегодник мхат. - 1945. - Т. 1. - М. 1948;
Станиславский к. С. Режиссёрский экземпляр «на донце» м. Горького // ежегодник мхат. - 1945;
Станиславский к. С. Моя проживание в мастерстве // собрание сочинений. - Т. 1. - М. 1954;
Станиславский к. С. Материалы, письма, исследования. - М. 1955.
Вяткина с. А. Филологический факультет: игры и граждане страницы истории лингвистического института пермского университета, - пермь, 2011, стр. 144-151, isbn 978-5-7944-1734-0
Bnf: 13612046m
Gnd: 4267134-6
Viaf: 232356028
Worldcat viaf: 232356028
Источник - https://ru.Wikipedia.Org/w/index.Php?Title=на_дне&oldid=125877969
Литературные произведения по алфавиту
Пьесы максима горького
Пьесы 1902 года
Пьесы россии
Пьесы на русском языке
Эта страница в последний раз была отредактирована 5 октября 2022 в 08:19.
Если вам понравилась эта короткая статья, и вы хотели бы получить подробности, касающиеся вызвать проститутку i, умоляю вас посетить наш собственный веб-сайт.
prostovki-61.ru
Сообщений: 1 |
|
В начало страницы |
Быстрый ответ
Чтобы писать на форуме, зарегистрируйтесь или авторизуйтесь.